Панорамные AI камеры для ритейла

Журнал «Технологии защиты», № 5, 2022

Олег Рубаненко,
директор по развитию компании «АРМО-Системы»

1.jpgТорговые предприятия ежедневно сталкиваются с разного рода событиями, и круглосуточной охраной не обойтись, когда стоят задачи реагировать на инциденты, минимизировать издержки, повышать продажи и выручку. Здесь нужны IP-камеры со специально обученным искусственным интеллектом (AI), и, пожалуй, наиболее надежные и выгодные из них – камеры панорамного обзора.

Уследить своими глазами за всем, что происходит даже в небольшом магазине, невозможно, поэтому аналитика на борту камеры – почти обязательный инструмент для качественной работы в составе системы видеонаблюдения объекта ритейла. Современные AI камеры умеют больше, чем просто обнаруживать инциденты, от проделок мелких магазинных воришек до краж по-крупному. Интеллектуальные панорамные камеры формируют исчерпывающее видео и анализируют сцену целиком, без исключений, позволяя увидеть объективную картину происходящего.

Благодаря этой своей способности панорамная камера может заменить до четырех стационарных камер с соответствующей экономией на монтажных работах, кабелях, сетевом оборудовании, лицензиях VMS, обслуживании и др. За счет особой конструкции большинство «панорамок» просты в установке и долговечны, в принципе, в них нечему ломаться. Внешне это, как правило, узнаваемые «тарелочки», но есть и необычные модели, например, мини-буллет панорамные камеры Smartec линейки Estima.

Независимо от конструкции умные камеры панорамного обзора используются для решения охранных и бизнес-задач и, в конечном итоге, повышения эффективности работы магазина. Такая камера вовремя «подскажет», что и где не так, и что следует изменить к лучшему.

В торговом зале
Легким движением панорамная IP-камера, которая сама, кстати, помещается на ладони, крепится к потолку в центре помещения, обеспечивая обзор на 360°, как бы ни было организовано торговое пространство. Установить камеру можно и на стене, тогда горизонтальный обзор будет на 180°. Устройство готово к работе почти сразу после установки. Настраиваем работу видеоаналитики и вот уже можем мгновенно заглянуть в каждый уголок, используя цифровые PTZ-функции, и держать ситуацию под контролем.

Чтобы результат отвечал ожиданиям, при подборе камер стоит обратить внимание на значимые моменты. Прежде всего, это характер освещенности, которая внутри помещений торговых точек считается сложной из-за ее неравномерности, бликов и засветок. Убедитесь, что в камере реализованы технологии и функции повышения качества изображения – расширенный динамический диапазон WDR (120 дБ и выше), шумоподавление 2D/3D DNR и др.

Во-вторых, наличие аудиоинтерфейса: микрофон и динамик могут быть встроенными или приобретаться и подключаться опционально, в любом случае, они нужны для большей осведомленности о ситуации, возможности коммуникации с людьми на объекте. В частности, камеры с поддержкой SIP могут интегрироваться, в том числе, в систему IP-телефонии. Запись звука помогает также в расследовании инцидентов.

2.jpgВ-третьих, исполнение панорамной камеры – внутреннее, а не наружное. Дело в том, что в магазине внешние условия щадящие, поэтому камеры в исполнении для помещений достаточно, и она может быть доступнее по цене, чем уличные аналоги. Некоторые производители выпускают две версии камеры в разных исполнениях, как например, новинка для помещений MOBOTIX c71 с расширенным пакетом MxAnalytics AI с распознаванием объектов на основе ИИ, вышедшая вслед за наружной версией – Q71.

На складе
В технических и складских помещениях предпочтительны панорамные камеры наружного исполнения, в металлическом корпусе с достаточно высокими классами климатической и антивандальной защиты от случайных и намеренных повреждений, со встроенным прожектором ИК-подсветки дальностью порядка 15 метров и настраиваемой интенсивностью излучения для равномерного «освещения» наблюдаемого сектора. Например, панорамные камеры производства Hanwha Techwin с процессором Wisenet 7 применяют умную подсветку Wise IR, оптимизирующую ИК-излучение в центральной и периферийной областях изображения в соответствии с условиями установки камеры так, чтобы при отсутствии света формировалась четкая картинка без эффекта смазывания.

3.jpgВ отличие от торговых залов, в складских помещениях могут возникнуть трудности при выборе места установки камеры, справиться с которыми помогают разные крепежные приспособления, от типовых до необычных. Так, если камеру сложно установить непосредственно на потолок, пригодится кронштейн для подвесного монтажа, а при необходимости размещения над дверью или окном можно воспользоваться, скажем, специальным аксессуаром MOBOTIX для накладного монтажа камеры с углом наклона 10° для оптимального использования возможностей объектива.

А рыбий ли глаз?
Получить от камеры видеонаблюдения панорамное изображение можно, как минимум, двумя способами: выбрав модель со сверхширокоугольным фиксированным объективом FishEye («рыбий глаз») или мультисенсорную камеру. У каждого из вариантов свои сильные стороны и ограничения.

Преимущества IP-камер с ультракороткофокусным фишай-объективом в их компактности, «живучести» и способности обеспечить 360-градусный обзор меньшим числом камер. Дополнительный плюс – эстетика, готовность вписаться в интерьер любой торговой точки: камеру в плоском корпусе высотой всего пару сантиметров и диаметром порядка 10 см, установленную заподлицо в потолок, легко не заметить или принять за светильник. Что касается ограничений, к ним можно отнести характерные искажения изображения и высокие требования к встроенным программным средствам для разворачивания панорамной картинки. Производители камер по-своему преодолевают ограничения при помощи фирменных технологий: к примеру, в модели XNF-9010RV от Wisenet установлен объектив стереографического типа, благодаря чему обеспечивается повышенное разрешение периферийных областей изображения, когда камера смотрит сверху вниз.

Мультисенсорные камеры – более заметные, но и гибкие в настройке устройства, совмещающие в едином корпусе до 4 видеомодулей с дистанционным управлением панорамированием, наклоном и вращением каждого из них. Подходят для нестандартных сценариев, позволяют получать отдельные видеопотоки, как от самостоятельных камер, либо сшитое панорамное изображение. Из ограничений – есть подвижные части, и соответственно, выше риск выхода из строя.

Тип устройства – это вопрос предпочтений, главное, что благодаря успехам разработчиков соответствующего программного обеспечения, панорамные камеры теперь лучше, чем раньше. Когда-то спрос на них сдерживало несовершенство инструментов обработки панорамного изображения, но все меняется. Камеры реально работают и востребованы, о чем свидетельствует и наличие подобных моделей в линейках известных производителей, и появление новинок с интеллектуальными способностями.

Фрагменты панорамы
Распространенные варианты разрешения панорамных камер – 6 и 8 Мп (4K), есть модели с 12 Мп сенсором. Более высокое разрешение позволяет эффективнее использовать цифровой зум, чтобы углубиться в просмотр вызывающих интерес участков изображения, не теряя четкости деталей. У 4K моделей частота обновления обычно 25 к/с, это уже определенная планка качества видеонаблюдения, на которое рассчитывает заказчик.

4.jpgВ зависимости от модели может быть реализовано несколько режимов разложения оригинального панорамного изображения на виртуальные камеры (Dewarping). Основных режимов четыре: исходная 360° панорама (Original view), двойная панорама (Double panorama, 180° х 2), виртуальный квадратор (Quad view, 4 виртуальные PTZ-камеры) и одиночный вид (Single view). Эти и различные другие комбинации дают возможность получить максимум от каждой камеры, рассмотреть каждый эпизод в подробностях с разных ракурсов, чтобы не упустить ничего.

Главное, что деварпинг может выполняться на борту камеры ее собственными вычислительными средствами, и в систему транслируется видео в естественном, удобном для восприятия виде, без перегрузки сети передачи данных и процессора на клиентской стороне. Камера передаст как исходное видео одним потоком, так и несколько отдельных видеопотоков, которые соответствуют окнам развернутого изображения.

Стоит отметить, что за пределами своей «панорамности» камеры данного типа такие же, как и традиционные IP-камеры – с тем же привычным набором характеристик, в который входят поддержка видеокодеков H.265, H.264 и MJPEG, основных сетевых протоколов и алгоритмов киберзащиты, наличие слота под карту памяти, PoE-питание и прочее.

Очередь – хорошо?
Накамерная аналитика нужна для того, чтобы сделать систему проактивной и автоматизировать видеонаблюдение, постепенно исключая из процесса влияние человеческого фактора.

У разных производителей подход к реализации бортовой аналитики разный: она может поставляться отдельными модулями, штатным либо опциональным комплектом. Бывает так: в базовом пакете доступно несколько модулей, а далее – активируйте предустановленные или загружайте совместимые приложения для конкретных целей, что позволяют делать камеры с ИИ на таких открытых платформах, как MOBOTIX 7. Умные приложения добавляются под задачу: скажем, аналитика распознавания лиц в магазине может помочь, если необходимо улучшить обслуживание постоянных клиентов. В то же время, и у заказчиков запросы разнятся: сторонники функциональности желают, чем больше, тем лучше, там освоим; приверженцы экономической эффективности хотят платить за «базу» и в дальнейшем – только за то, чем реально воспользуются.

Например, панорамные камеры STC-IPM8110A Estima от Smartec в качестве опции предлагают алгоритмы детекции входа / выхода в / из зоны, задержки объектов в зоне, появления / изъятия предметов, а также обнаружения и подсчета людей.

Что особенного в аналитике? Многое, при корректной настройке. Актуальный пример из статистической видеоаналитики – детекция очереди: с одной стороны, хорошо, что торговый зал полон покупателей, и многие спешат к кассам, чтобы оплатить товары. С другой – люди обычно не готовы ждать, пока их обслужат, и относятся к очередям негативно. Этот небольшой, казалось бы, «раздражитель» может сказаться отрицательно на лояльности клиентов. И здесь на помощь приходит аналитика: камера не только зафиксирует, что превышено допустимое количество человек в кассовой зоне, но и оповестит ответственный персонал о необходимости исправить положение – скажем, открыть дополнительную кассу.

Некоторые любят погорячее
Поскольку современные камеры видеонаблюдения «меряются», главным образом, «умом», а не техническими показателями, определить, подходит та или иная панорамная модель для торгового предприятия, можно по перечню потенциально доступной для нее аналитики.

5.jpgВидное место в этом перечне, наряду с управлением очередью, занимают алгоритмы подсчета объектов и формирования тепловых карт. Видеосистема анализирует продолжительность нахождения людей в разных зонах торгового зала в определенное время и автоматически генерирует отчеты. По этим данным определяются «горячие» точки, привлекающие наибольшее количество посетителей и вызывающие их интерес, прослеживаются излюбленные маршруты и в целом анализируется поведение покупателей. Это дает возможность оценить выбранную стратегию продаж, работу персонала, промо-мероприятия, вплоть до того, удачно ли разложен товар на полках. Подчеркнем, что анализ видео происходит в самой камере, и для него не требуется рабочая станция или дополнительные сетевые ресурсы.

В дополнение к видеоанализу применяется аудиоаналитика с детекцией и классификацией звуков: к примеру, камеры Wisenet способны распознать крики и звон разбитого стекла.

6.jpgЧем функциональнее камера, тем выше требования к управляющему программному обеспечению. При том, что возможности встроенного ПО панорамных камер расширяются (можно, например, просматривать видео в режиме квадратора через веб-браузер и мобильное приложение), беспроигрышный вариант организации видеосистемы с числом устройств больше одного – ПО видеоменеджмента. Если VMS того же бренда, что и камеры, не возникнет сложностей ни с потоками от виртуальных камер, ни с DPTZ-функциями. Так, ПО Wisenet SSM поддерживает все варианты отображения картинки от панорамных IP-камер «своего» бренда, а MxManagementCenter – бренда MOBOTIX. Сторонние программные продукты обычно тоже совместимы с панорамными камерами, но разнообразие и удобство использования функций через «чужое» клиентское приложение целесообразно проверить заранее. Хороший прогноз, если камера поддерживает современные профили ONVIF G, S, T – скорее всего, ее функции «подхватит» сторонняя VMS.

Предотвращение краж и разбор инцидентов, определение предпочтений клиентов и улучшение дизайна магазина, стимулирование роста продаж и снижение издержек, обеспечение более высокого уровня безопасности меньшим количеством камер – разнородные задачи, решать которые помогают панорамные AI камеры. При правильном подборе оборудования и ПО инвестиции в интеллектуальную видеосистему окупятся сторицей.

Скачать статью в формате PDF.