Журнал «Дорожная держава» - Круглый стол «Успеть нельзя отстать!»

Журнал «Дорожная держава», № 91, 2019

В нашем активном словаре начиная с недавних пор надежно и уже навсегда закрепились устойчивые словосочетания «умный дом», «умные машины», «умная дорога»… Это результат активного перехода с аналоговых технологий на цифровые. И затронул этот переход все сферы современной жизни. Дорожно-строительная отрасль также нацелена на быстрое освоение передовых информационных и цифровых практик.

Одним из ярких примеров тому является состоявшееся на полях Петербургского международного экономического форума подписание Меморандума о сотрудничестве по развитию цифровой экономики РФ между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор») и Сбербанком: документ подписали председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко и первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.

Меморандум предусматривает взаимодействие и обмен опытом при реализации высокотехнологичных проектов, в том числе с привлечением к сотрудничеству российских компаний.

Также напомним, что год назад (в 2018 году) в России было заявлено о внедрении национального проекта «Цифровое строительство», где особенно емко были сформированы поставленные президентом страны задачи по цифровой трансформации отечественной строительной отрасли.

Однако большинство российских предприятий, только начинающих процесс цифровизации, сталкиваются с рядом проблем, к которым относятся низкая операционная эффективность, устаревшие бизнес-модели, отсутствие соответствующих кадров и стратегии, а также слабая ориентация на рынок.

Что еще мешает в этом развитии? Существует ли дефицит необходимой информации и опыта? На эти и другие вопросы применительно к дорожной отрасли ответили специалисты компаний, уже успевших освоиться в цифровой среде.

– Что на сегодняшний день вкладывается в понятие «умная дорога»? Каким определенным набором функций может и должна обладать «умная дорога» в перспективе?

Александр Сергеевич Трюхало, менеджер департамента продаж компании «АРМО-Системы»:

Трюхало.jpg– При строительстве новых и модернизации существующих автомобильных дорог все чаще мы слышим понятие «умная дорога». На практике это дорога, оснащенная интеллектуальными транспортными системами (ИТС). В эпоху развития «интернета вещей» все больше устройств становятся сетевыми, что, в свою очередь, выдвигает требования к каналам связи для передачи данных и к хранению данных. Создание «умной дороги» подразумевает не только установку видеокамер, детекторов, метеостанций, средств связи и прочего.

Оператор дороги должен взять на себя логистическое сопровождение грузов, то есть, по сути, он принимает часть функций перевозчика. С помощью сбора и анализа больших баз данных оператор дороги становится диспетчером транспортных средств (в том числе беспилотных) и управляет потоком. Для этого требуется внедрить системы цифрового общения между транспортными средствами и инфраструктурой, научить автомобили общаться друг с другом. Новые технологии помогают планировать развитие дорожной сети, решают вопросы взаимной интеграции различных видов транспорта и транспортной деятельности. На одной из недавних дорожных конференций было озвучено, что государство предпримет усилия по развитию сетей 5G.

Цифровизация транспорта поможет в разы снизить аварийность, сэкономить до 30% топлива и расходов на эксплуатацию за счет оптимизации скоростного режима движения. Это повлечет за собой и удешевление перевозок.

Отдельное внимание уделяется беспилотникам. Автопилотируемый транспорт по «умной дороге» сможет двигаться круглосуточно и без остановок. Создание «умных дорог» даст толчок всей российской экономике, а в будущем позволит организовать масштабные транзитные перевозки беспилотным транспортом между Азией и Европой. Российские магистрали будут интегрированы с «умными дорогами» других стран, появятся так называемые кооперативные системы.

– Сложности воплощения самых передовых идей всегда связаны с неуверенностью в удачной реализации. Как в целом обстоят дела в вашей компании: что мешает, существует ли дефицит необходимой информации и опыта? Уверены ли вы в успешности продвижения своих новых цифровых проектов? Чем, какими передовыми решениями, внедряемыми в практику дорожного дела, уже может поделиться ваше предприятие, чем способно удивить?

 Максим Алексеевич Овчинников, генеральный директор НПФ «Топоматик»:

Овчинников.jpg– От внедрения цифровых технологий в дорожной отрасли следует ожидать, в первую очередь, более эффективного взаимодействия ее участников. Понимая это, наша организация активно тестирует на пилотных проектах новую линейку своих программных продуктов, ориентированных на более тесную интеграцию проектировщиков, строителей и эксплуатационников.

В нашей новой линейке реализована облачная среда общих данных, построенная на основе принципа распределенного, децентрализованного хранилища – современного решения, гарантирующего бесперебойную работу всей системы даже при временной недоступности связи. Первый программный продукт новой линейки – «Инспектор проектов Топоматик Robur» – позволяет работать с проектными данными, опубликованными в облаке. Он предназначен для контроля хода выполнения работы, проверки соответствия проектных решений требованиям нормативных документов и передачи проектов в электронном виде. Анализируя результаты выполнения пилотных проектов, можно уверенно говорить о перспективности данного решения. Уже сейчас понятно, что удается значительно повысить оперативность процесса согласований за счет использования информационных моделей.

А.С. Трюхало: 

– В России проектом «умных дорог» активно занимается ГК «Автодор». Наша компания сотрудничает с Государственной компанией «Автодор» в части поставок оборудования для видеонаблюдения и мониторинга транспортных потоков. Мы делимся свежей информацией и опытом по инновационным разработкам.

Владимир Андреевич Куделькин, генеральный директор ЗАО «ИНТЕГРА-С», заслуженный изобретатель РФ:

Куделькин.jpg– Консорциумом «ИНТЕГР А-С» разработана интеграционная платформа «Интегра 4D-Планета Земля», на базе которой возможно создание «Цифровой транспортной системы» Российской Федерации. Отечественная интеграционная платформа позволяет обеспечить взаимосвязь систем в едином информационном пространстве, а также делает возможным обмен данными всех заинтересованных ведомств.

Кроме того, разработана система видеонаблюдения и видеоаналитики «Интегра-Видео» (с детекторами видеоаналитики для определения заторов, пробок и препятствий, мониторинга зон движения, наличия дорожных знаков и мониторинга светофорного оборудования), система фотовидеофиксации нарушений ПДД «Интегра-КДД», и система распознавания автомобильных номеров «Интегра-Видео-Авто» и номеров железнодорожных вагонов и цистерн «Интегра-Видео-ЖД».

Мы предлагаем уникальную интеграционную платформу «Интегра 4D-Планета Земля». Это геоинформационная система (ГИС) в формате 4D, где все наблюдаемые объекты, оборудование (датчики, сенсоры, контроллеры, камеры), транспортные средства и даже видеопотоки, имеют привязку к реальным географическим координатам и времени. Получены патенты на изобретение № 2667793 («Геоинформационная система в формате 4D») и патент на изобретение № 2602389 («Способ и устройство управления видеоизображением по координатам местности»). <...>

Александр Геннадьевич Абрамов, директор центра компетенций по мультимедиа и ситуационным центрам компании «Техносерв»:

Абрамов.jpg– За последние годы «Техносерв» принимал участие в проектах по созданию и модернизации ИТС Волгограда и Красноярска. Накопленный опыт активно применяется в текущих проектах, при этом экспертиза нашей компании позволяет занимать активные, лидирующие позиции на всех этапах разработки, внедрения и эксплуатации ИТС, среди которых: разработка и интеграция подсистем ИТС; разработка комплексных отраслевых решений; создание ситуационных центров; предоставление сервисов на базе облачной платформы; создание вычислительной и инженерной инфраструктуры ЦОД высокой доступности; построение сетей передачи данных и ведомственных телекоммуникационных систем; разработка и внедрение автоматизированных систем управления и диспетчеризации; проектирование и внедрение комплексных и специализированных систем обеспечения физической и информационной безопасности; создание навигационных и геоинформационных систем и др.

Чаще всего самым сложным при построении или модернизации ИТС является отсутствие актуальной транспортной модели уличной дорожной сети городов или регионов. Динамично изменяющаяся ситуация приводит к ухудшению доступности транспортной сети при дальнейшем внедрении ИТС на основе неактуальных планов управления. Эта проблема требует постоянной актуализации и глубокой региональной погруженности специалистов. Далеко не всегда финансирование предусматривает настолько долгосрочное и глубокое взаимодействие.

К комплексным проблемам развития региональной транспортной системы можно отнести: отсутствие комплексного подхода к организации дорожного движения, маршрутной сети, парковочного пространства; отсутствие автоматизации управления транспортными системами; отсутствие адаптивно-координированной системы управления светофорными объектами; отсутствие единого информационного пространства в масштабах транспортной системы региона.

Комплексный подход к решению таких проблем должен охватывать: проведение работ по глубокому анализу транспортной системы города, включая создание индивидуальной математической модели транспортных и пассажирских потоков; максимальное использование существующих систем, включая их модернизацию и развитие; создание единого информационного пространства между сегментами транспортных подсистем; вариативный подход к компенсации затрат на создание и эксплуатацию системы.

Необходимость и целесообразность комплексного подхода – именно это является для нас основным драйвером разработки решений. <...>

Сергей Анатольевич Гриценко, директор по региональному развитию ООО «Технологии безопасности дорожного движения», г. Пермь:

Гриценко.jpg– Основным профилем деятельности нашего предприятия является производство систем фотовидеофиксации. На данный момент выпускается уже четвертое поколение оборудования. Специалисты компании постоянно работают над усовершенствованием программных и аппаратных решений. И для большей эффективности нужно постоянно обновление статистических данных. Сотрудничаем по этому вопросу с ЦАФАПами, так как максимально полная статистика и свежие данные помогают находить оптимальные решения. В свою очередь стараемся в кратчайшие сроки реагировать на запросы ЦАФАПов и улучшать предоставляемые решения.

Сейчас, когда создание ИТС становится задачами уже не завтрашнего, а текущего дня, комплексы фотовидеофиксации (ФВФ) должны не только выявлять нарушения ПДД, но и быть при этом максимально универсальными, предназначенными, помимо прочего, для внедрения в АСУ ДД. Мы постоянно работаем над этим вопросом и готовы делиться опытом по разработке, внедрению и эксплуатации систем ФВФ в качестве детекторов транспорта. <...>

Дорога.jpg

– Сотрудничаете ли вы с зарубежными компаниями-поставщиками? Насколько ваше предприятие зависимо от импортных комплектующих? Возможно ли в будущем их полное замещение отечественными цифровыми продуктами?

А.С. Трюхало:

– Да, сотрудничаем плотно. Стоит заметить, что технические инновации идут в основном из-за рубежа, а в России активно разрабатывается программное обеспечение. В результате возникают симбиозы программно-аппаратных решений, применяемых в ИТС. Одной из проблем является разработка стандартов, требований к ИТС и классификации дорог. Считаю, что направление «умные дороги» в России идет правильным путем и в ближайшие два года нас ждет прорыв.

С.А. Гриценко:

– Сотрудничество с зарубежными поставщиками, к сожалению, пока является неизбежным, хотя мы нацелены использовать отечественные комплектующие. Именно поэтому в комплексах «Азимут 2» адвалорная доля импорта составляла 33,8%, а в «Азимуте 3» снизилась уже до 24,5%. Мы стремимся к полной локализации, но, скорее всего, в ближайшие десять лет это невозможно, так как элементная база на 99% – импортного производства. Приходится сотрудничать. Надеемся, что через какое-то время российские производители смогут представить отечественные аналоги соответствующего уровня качества.

В.А. Куделькин: 

– В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 2299-р и Федеральным законом от 29.06.2015 № 188 – системы, разработанные «ИНТЕГР А-С», являются кроссплатформенными и работают на ОС Linux (AstraLinux, «Эльбрус»), а также на отечественных аппаратно-программных комплексах «Эльбрус».

Программные продукты внесены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Минкомсвязь России). Основное оборудование, которое приобретается для реализации проектов, это видеокамеры. В большинстве своем это крупные международные бренды с уже налаженным производством на территории России. Проблем с данной продукцией в рамках импортозамещения не возникает.

От редакции «ДД»: Коллектив редакции благодарит всех участников круглого стола за предоставленные ответы. Представляется, что будущее уже наступило, однако многое еще предстоит сделать, чтобы следовать и дальше в верных и безопасных направлениях. Успеть, нельзя отстать!

Скачать полную версию статьи в формате PDF.